Международные концерты в Питере
Как истый петербуржец уважаемый адвокат хорошо воспитан – и потому при описании весенних международных концертов руководствовался вежливым принципом: либо хорошо – либо ничего.
Как истинная москвичка я не так хорошо воспитана – и потому (цитируя небезызвестную Ганну Главари) буду говорить правду.
Приехав в северную столицу на один день, я успела 7 марта посетить два концерта – дневной и вечерний. В целом, концерты, конечно, понравились. Респект администрации Питерской музкомедии, которая без ссылок на кризис находит силы и средства на проведение подобных (причём, традиционных!) мероприятий. Полный зал, море позитива, улыбки и овации зрителей, поистине праздничное настроение…Дневной концерт получился чуть более вялым, вечером артисты по-настоящему зажигали. Впрочем, и зал был разным: дневная публика оказалась возрастом заметно постарше и пребывала в полусне, вечером более молодые зрители живо реагировали на происходящее на сцене и не скупились на аплодисменты.
Правда, в бочку с мёдом затесалась-таки ложка дёгтя, и в зале периодически слышалось отчётливое ворчание. Понятно, что зарубежные исполнители не владеют русским языком, однако совершенно непонятно, почему русские артисты пели для русской публики в основном по-немецки и по-английски – вплоть до дуэта Маши и Ивана (хоть и из «Царевича» Легара). Концерт же не в Лейпциге – в Питере…
Пели по-разному. Надо сказать, что выступления на таких концертах не всегда соответствуют истинному уровню артиста. Фору получают хорошие вокалисты и каскадники, имеющие возможность так или иначе отыграть сцену, а потом ещё и зажигательно сплясать. Герои и героини, сильной стороной которых является драматическая одарённость, оказываются в проигрышной ситуации. Данные концерты не были исключениями.
Но по порядку.
Начался концерт с оркестрового исполнения легаровского марша из «Венских женщин», а процессе оркестром было исполнено ещё два произведения.
Питер Гут, конечно, хорош до невозможности: жизнерадостный, многоликий, талантливый. И оркестр играл превосходно, и зрители не остались без дела, помогая ему по мере сил хлопками по указке маэстро. Гут даже солировал на скрипке, что, возможно, не было столь совершенным, как дирижирование, но смотрелось интересно как элемент шоу.
Надежда Славинская. Ария Аннины, «Ночь в Венеции» Штрауса. Дебютантка сезона продемонстрировала неплохой потенциал: хорошие вокальные и внешние данные, живые глаза и обаятельную улыбку. Надеюсь, через пару лет увидим, как этот потенциал реализуется.
К сожалению, ни днём, ни вечером на сцену не вышли Трофимов и Чепурнова. Последнюю подменили коллеги, а вот Трофимов оказался незаменимым. Жаль, очень хотелось послушать, тем более после уверений питерцев в вокальном росте Александра.
Тамара Котова и Владимир Ярош. Тот самый «Царевич». Очень люблю обоих артистов, совершенно неординарных и талантливых, но номер показался мне перегруженным неоправданной акробатикой, «проглатывающей» местами пение.
Владимир Самсонов. Пали-Рач. Не самая популярная ария, а другая, о скрипке. Великолепно.
Марчелло Черно (Австрия). Графиня Габи, «Венская кровь» Штрауса, а во втором действии ария Маргит, «Где жаворонок поёт» Легара. Не знаю, может быть, Черно – звезда жанра мирового масштаба…но изображение игривой молодой героини тётенькой, гм, средних лет с явно знававшим лучшие дни голосом…Полагаю, в соответствующем амплуа Черно могла бы быть очень и очень хороша, в ней ощущается шарм, задор, идущая изнутри органика. Но все достоинства сводит на нет выбор репертуара. Всё та же, многократно уже обсуждавшаяся беда: возрастное несоответствие. Вот «Песня о Вене» в дуэте с Даниловым прозвучала отлично.
Дуэт Самсонова и Черно из «Бокаччо» Зуппе показался скучноватым сам по себе, да и вокал был из серии «почувствуйте разницу».
Екатерина Попова. Песня Юлишки из «Маски в голубом» Раймонда. Очень ярко сделанный номер, очень яркая, живая, подвижная, заводная Екатерина. А похудела так, что не узнать! Дважды молодец.
Ярош, Иван Корытов и Котова (вечером
Ольга Лозовая). Терцет Мариэтты, Сапари и Филиппа из «Баядеры». Шикарный, восхитительно смешной номер, мастерски срежиссированный и мастерски исполненный. Хочу на «Баядеру»!
Не менее хороши Лозовая и Корытов оказались и в дуэте Изабеллы и Шпехта из «Венских встреч» Штрауса. Блестящий танец и органичная в данном случае акробатика вызвали овации зала.
Мацей Командера (Польша) и
Алина Алексеева (вечером
Светлана Лугова). Дуэт Ганны и Данило из «Весёлой вдовы». Командера – хороший вокалист, обязательный в Европе тенор, но совсем не герой внешне, вряд ли польские зрительницы валом на него валят. Алексеева, как мне показалось, вышла на сцену в форс-мажорных обстоятельствах и не распевшись. Дуэт ушёл в песок. Вечером Лугова, блестящая актриса, сумела исправить положение и отыграть любовные переживания, как-то раскрутив партнёра. Однако в арии Су-Чонга Командера мне не понравился категорически: как можно так орать в таком лирическом произведении? Не понравилась и Лугова в романсе Янки из «Венгерской свадьбы» Досталя: унылое произведение не позволило актрисе проявить характерный для неё выдающийся артистизм и не лучшим образом прозвучало вокально. Всё-таки Лугова многократно выигрывает в спектаклях. А вот Алексеева в сольном вальсе «Штраус» Гершвина была вполне хороша.
Даниэль Вадас (Венгрия) явил зрителям блестящий чардаш Тасилло, плясал, зажигал, неистовствовал. Актёр потрясающей энергетики и буйного темперамента, мастерство которого восхищает. Браво!
Ещё одно браво –
Монике Фишль (Венгрия). Исполнение штраусовского вальса «Весенние голоса» было великолепным и в высшей степени артистичным, буквально фееричным. Однако… Однако, когда Вадас и Фишль объединились в дуэте Рауля и Нинон из «Фиалочки», кричать браво мне уже не хотелось. Да, всё было высокопрофессионально и слаженно, и большинство питерских зрителей высоко оценили пение. Но большинство питерских зрителей не слышали этого дуэта в исполнении Борисенко и Амарфий. Всё-таки Вадасу не стоило так форсировать звук, оставаясь в рамках одной-единственной эмоции. А голос Фишль, идеально подходящий для Штрауса, как-то поблек при исполнении Кальмана. В общем, всё познаётся в сравнении.
Знаменитые
Карой Пеллер и Мара Кейковач (Венгрия) порадовали аж тремя дуэтами: Марица и Зупан, затем «Кенгуру» и «Три к одному» Абрахама. Ну, что тут можно сказать? Только «Пеллер форэва!»
И Мара ему под стать.
Вальс Цирера «Красивая любовь» днём пела Алексеева, вечером Катажина Мацкевич. Красивый вальс, красивые исполнительницы, красивое исполнение.
Хорошее впечатление оставили дети из студии театра в очаровательной польке «Трик-Трак» Штрауса.
Наталья Савченко. Вальс Райны из «Шоколадного солдатика» Оскара Штрауса. И вот тут случился сюрприз. Нежданно-негаданно Наталья продемонстрировала лучший вокал концерта. Знакомая нам по «Оперетте-лэнд», в общем-то, и прежде крепкая вокалистка, просто блеснула, открывая второе действие. Красивейший тембр, сильный и чистый звук, превосходные верха, яркое и эмоциональное пение. (А кто не верит мне – спросите у Robusta, с коим мы вечером столкнулись в фойе: тесен мир опереточных завсегдатаев!:
) Возвращаясь к Наталье, мне не понравилось только не соответствующее настроению праздника чёрное платье на дневном представлении. Зато вечером в белом наряде с кринолином и длинными перчатками девушка выглядела юной королевой.
Олег Корж. Танго Рауля из «Фиалочки». Каждый раз удивляюсь, до чего подходит Коржу сцена Питерского музкома. Получается просто всем героям герой. В Москве Олег не всегда так неотразим (опять же, соперники на пятки наступают:), хотя, надо отдать артисту должное: его прогресс за пять лет работы в театре впечатляет. В отличие от склонных к громогласию европейцев, Олег, обладая не менее сильным голосом, научился тонко интонировать, быть эмоционально точным, соответствовать музыкальной драматургии произведения. Да и внешне он у европейских героев выигрывает однозначно. Так что Рауль был чертовски хорош.
Андрей Данилов. «Качели» Холлендера и «Песня о Вене» Сичинского. Ещё одна неординарная личность. Обладая, казалось бы, превосходным вокалом, Андрей всё же при любых обстоятельствах остаётся прежде всего потрясающим актёром. Вероятно, драматическая постановка номера принадлежит режиссёру – но как обыграно! И с помощью всего лишь шляпы, очков и маленькой книжицы. Даже здесь, в концертном номере, Данилов с головой погрузился в стихию игры – настолько, что в дневном концерте потерял из виду экран с дирижёром.
И с двумя разными девушками-балеринами он ухитрился отыграть разные истории. А третью – с Марчеллой Черно в «Песне о Вене». Примите виртуальную бутылочку шампанского, господин Данилов, и поделитесь содержимым с Пеллером, Марой и Катажиной!
Наконец, последняя.
Катажина Мацкевич – это нечто уникальное. Юная красавица, соединяющая в себе неотразимое обаяние женственности, роскошный голос, живой темперамент и подлинно опереточный кураж. Джудитта в ослепительном пурпурном платье и с кастаньетами была стопроцентным воплощением героини Легара. Браво!
Вежливая питерская публика бурно аплодировала артистам. Финальный марш из «Весеннего парада» Штольца, сопровождавшийся парадом артистов по залу, придал концерту некую душевность, объединяющую исполнителей и зрителей. Самых громких аплодисментов удостоились европейцы – показательное проявление гостеприимства петербуржцев. Впрочем, по большей части, заслуженного.
Хотя, если сравнивать общий уровень концертов с аналогично выстроенным «Большим канканом», последний, пожалуй, выигрывает по качеству в целом. Только БК поклонники жанра посещают редко – ну, сколько можно смотреть одно и то же? А вот Питерский музком своих поклонников любит. Балует…