On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Размещение фото-, аудио- и видеоматериалов, предложенных для ознакомления на этом форуме, НАСТОЯТЕЛЬНО НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ в социальных сетях!

Исходное сообщение:
Выпуск № 101 от 0..

О "Мадам Помпадур".

Санкт-Петербургские ведомости - Культура - Выпуск № 101 от 04.06.2008
О приключеньях сердца и ума
Игорь СТУПНИКОВ


Героиня спектакля – личность историческая и весьма неординарная. Любовница Людовика XV, она вмешивалась в политику, смещала гофмаршалов и министров, неразумными советами «помогла» своему высокому покровителю проиграть Семилетнюю войну, была знакома с Вольтером, а в аристократических кругах ввела в моду высокие каблуки. История не забыла даму – она, например, стала одной из героинь фильма Кристиан-Жака «Фанфан-тюльпан» и романа Валентина Пикуля «Пером и шпагой».

Спектакль Миклоша Синетара – полуисторическая фантазия в стиле рококо. Впрочем, события пьесы вполне могли иметь место и в жизни – век Просвещения то и дело клялся разумом и философской мыслью, а в наследство оставил нам немало живописных историй о страстной любви, супружеских изменах и ревности. Режиссер соединяет в спектакле, казалось бы, несовместимые вещи: игровое, почти фарсовое начало и ноты печальные, почти исповедальные. Насмешливое и философское, грустное и ироничное виртуозно сплетены. Герои нередко смеются со стиснутым сердцем, а грустят не слишком заметно: ведь это оперетта, и пьеса написана именно в этом жанре, где, как в жизни, забавное и печальное сосуществуют.

Музыка Лео Фалля изобилует мелодиями изящными и насмешливыми. Но лейтмотивом всего музыкального действа является вальс – то праздничный, то интимно таинственный. Дирижер Фабио Мастранджело тонко передает многоцветье музыки, находит оттенки и для лирического вальса-дуэта, и для вакхического вальса-праздника. Дирижер исподволь подчеркивает, что вальс Лео Фалля – это коллективная душа его оперетты, объединяющая в единый круг светских дам и служанок, искательниц приключений и защитниц домашнего очага.

Светлана Лугова раскрыла в характере маркизы Помпадур стремление женщины к свободе, к обретению счастья. Ее роман с офицером Рене (яркая работа Андрея Данилова) не очередной адюльтер, а наивная попытка вырваться из тенет придворной богемы, где она, властная гранд-дама, обречена испытывать весь почет и все печали фаворитки короля. Далек от традиционного образа бурбона-тирана Людовик XV, созданный Валерием Матвеевым. Монарх искренне любит свою непредсказуемую мадам Помпадур и достаточно прозорлив, чтобы увидеть ее проделки, но предпочитает предаться пленительному обману, нежели взглянуть правде в глаза.

Из комических недоразумений соткана жизнь камеристки Помпадур неунывающей Белотты и ее возлюбленного стихоплета Калико, чьи вирши с удовольствием распевают посетители кабачка. Герои Ольги Лозовой и Александра Байрона возникают из атмосферы городской суеты, уличных кафе и людских сборищ. Они прямодушны, лишены комплексов, всегда «в мажоре» и готовы принять участие в придворных авантюрах.

Художник Александр Орлов сразу знакомит зрителей с героиней оперетты: на антрактном занавесе – портрет мадам Помпадур работы Франсуа Буше. Стыдливо-фривольный дух времени возникает в декорациях дворцовых интерьеров, украшенных фрагментами картин мастеров XVIII века. В ярких, изобретательно созданных костюмах Ирины Чередниковой – и стиль эпохи рококо, и легкая ирония. Людовик XV, придирчиво оглядев наряды своих придворных, остался ими доволен. Он милостиво улыбался зрителям, наградившим аплодисментами спектакль о мадам Помпадур, которую король искренне любил.

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10250749@SV_Articles