On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Размещение фото-, аудио- и видеоматериалов, предложенных для ознакомления на этом форуме, НАСТОЯТЕЛЬНО НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ в социальных сетях!

Исходное сообщение:
1 декабря 2008 года ..

1 декабря 2008 года
«Весенний парад»

Состав: Директор театра – Виктор Кривонос, Иржи Свобода, парикмахер Павел Григорьев, Густль фон Лаудегг, обер-лейтенант Петр Таренков, Вилли Зедлмайер, капрал Дмитрий Даниленко, Марика Сапари – Наталья Чичканова, Ханзи Грубер, певица Светлана Лугова, Тереза Хюбнер, булочница Вера Васильева, Артур Нойвирт, надворный советник Валерий Матвеев, Графиня Клотильда Лаудегг – Валентина Свиридова, Граф Фридрих Панкратиус Лаудегг, камергер при дворе императора Александр Мурашко, Император Франц Иосиф – Ефим Каменецкий. Дирижер – Питер Гут.

Сюжет: Действие начинается с появления директора театра, который обещает рассказать, как был сочинен знаменитый марш «Весенний парад». Следует парад артистов, а затем действие переносится в парикмахерскую пана Свободы, который в это время стрижет г-на обер-лейтенанта, параллельно рассказывая ему о своем племяннике Вилли, служащем в том же полку, что и обер-лейтенант. Густль берется показать вальс, сочиненный Вилли, своей возлюбленной – певице Ханзи Грубер. Тем временем в парке сам Вилли сталкивается с Марикой, приехавшей в Вену в гости к тете. Между молодыми людьми возникает симпатия, тем более что тетя Марики соседка дяди Вилли, да и полученное Марикой предсказание сулит ей счастье с первым встреченным мужчиной. Этот день оказывается для Вилли вдвойне счастливым, потому что Ханзи Грубер соглашается спеть его песню на благотворительной ярмарке. Тем временем тетя предостерегает Марику от романов с военными, а сама заигрывает с надворным советником Нойвиртом, который приходит за солеными трубочками к завтраку императора. Робкий господин Нойвирт никак не может решиться на объяснение, да и предприимчивый пан Свобода почти не дает ему возможности оказаться с госпожой булочницей наедине. На ярмарке происходит встреча Ханзи Грубер и тети Густля – графини Клотильды, которая сообщает Ханзи, что приготовила для своего племянника хорошую партию и предлагает певице отступные. Обиженная Ханзи отказывается выступать и уезжает. Тогда Вилли решается переделать свой вальс в марш и репетирует его с оркестром. Однако в этот момент появляется эрцгерцогиня, которая терпеть не может, когда выступление начинается раньше ее прихода. Разгневанная Клотильда Лаудегг обещает, что музыка Вилли никогда не будет звучать в Вене, пока ее не разрешит сам Император. Чтобы помочь Вилли Марика решается на отчаянный поступок – надо запечь ноты в трубочки.

Второй акт начинается с большой балетной сцены, которая, вероятно, должна продемонстрировать беззаботность и легкость венской жизни. Далее действие переносится в кафе, где собираются Вилли с Марикой, Густль с Ханзи и Артур с Терезой. Но веселье длится недолго – Вилли арестован за попытку отравить Императора. Все в недоумении, как ноты могли попасть в трубочку и переживают крушение надежд – Артур лишается привилегии приносить эти трубочки, Тереза – больше не поставщик к двору императора. Судебное разбирательство ведет дядя Густля граф Фридрих Панкратиус Лаудегг. Он видит, что в действиях молодого капрала не было злого умысла и отпускает его, параллельно помогая соединиться и своему племяннику с Ханзи. Графиня Клотильда вынуждена с этим смирится, лучше уж певица будет законной женой, чем содержанкой. Тем временем Марика пробирается в покои императора, который пребывает в расстроенных чувствах – новые трубочки отнюдь не такие вкусные. Молодая девушка очаровывает пожилого Императора, и он берется ей помочь, если Марика пообещает помнить и любить своего Императора, а также родить сына Отечеству. Заканчивается спектакль веселым маршем «Весенний парад».

Спектакль: Первое, что бросается в глаза при изучении программки – количество людей, принимавших участие в работе над либретто. И сразу вспоминается грибоедовское «И вшестером, глядь, водевильчик слепят». В случае с «Парадом» авторов даже больше (вместе с переводчиками – 8), но решить проблему хорошей пьесы привлечением большого количества людей не удалось. Сюжет весьма условен, малоправдоподобен и незатейлив, к тому же распадается на ряд разрозненных, разной степени удачности эпизодов, для связки которых был введен персонаж Кривоноса, меняющий обличья по ходу действия (директор театра, старый еврей-разносчик гаданий, камердинер, полицейский, музыкальный критик нетрадиционной ориентации и т.д). Музыка так же не способна взять на себя роль стержня и объединить эти куски. Кстати, музыка сама по себе вполне симпатичная, но скорее киношная, чем театральная. И хотя ее не мало, но в памяти и сердце оседает пара номеров (комический терцет «Дурень тот, кто не пьет» и ария Марики «Яй, папа»). Особенность музыкальной ткани спектакля ещё и в иллюстративности – номера можно менять между собой местами, исключать их вовсе или заменять на новые без особых потерь для связности сюжета.

Сценографии не много и она проста - четыре черно-желтые будки по краям середины сцены и несколько огромных флагов, два из которых на авансцене выполняют функции интермедийного занавеса, а десятка два аналогичных на заднем плане – функции задника, меняясь в зависимости от места действия. Вместо черного кабинета – голубое полотно с облаками. В общем, малобюджетное такое оформление, вызывающее ассоциации с декорациями выездных и антрепризных спектаклей.

В таких условиях вся нагрузка и ответственность ложится на режиссера и актеров, только они могут вытащить постановку. Но, к сожалению, пока этого не происходит. Актеры не очень понимают, что им делать, поскольку играть в пьесе действительно нечего, а режиссер не смог подсказать и придумать какие-нибудь интересные приспособления и краски. Из этого материала можно было бы сделать легкий и искрометный водевиль, но для него спектакль тяжеловат и длинен (продолжительность 3 часа для такого спектакля – это очень много).

Из актеров понравился Григорьев в роли пронырливого шутника-парикмахера пана Свободы. Матвеев, конечно, мастер. Хорошее впечатление произвел Даниленко, всё хотел посмотреть его «живьем», и вот удалось. Голос у него приятный и сам обаятельный, хотя он явно не знает, что делать в этой роли и отрабатывает отдельные этюды. Чичканова молода и красива, и, вроде, голос какой-то имеется, но по игре очень слабо и неестественно. Зайцева её явно переиграет и возьмет темпераментом. Это видно даже при сравнении их исполнения арии Марики, на которой Чичканова по-настоящему «зажечь» не смогла. Но поет Чичканова лучше Зайцевой, да и актерски может развиться, например, сцена с кайзером прошла неплохо. Прелести Каменецкого в качестве приглашенной звезды я не оценил. Остальные актеры прошли мимо меня. А Кривонос в какой-то момент даже стал раздражать. Пели весьма средне, не всех было хорошо слышно. Интересно, опять-таки работает хор.

На мой взгляд, жанрово спектакль гораздо ближе к водевилю, но ему не хватает легкости, импровизаций и бодрого темпа. От спектакля должно оставаться впечатление парада – чего-то красочного, шумного, стремительного и запоминающегося. Пока этого не происходит.