On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Размещение фото-, аудио- и видеоматериалов, предложенных для ознакомления на этом форуме, НАСТОЯТЕЛЬНО НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ в социальных сетях!

Исходное сообщение:
Итак, «Гаспарон»? Н..

Итак, «Гаспарон»? Новая премьера Питера, творение Иркина Габитова и компании. Малоизвестное, почти забытое произведение К. Миллёкера, обозначенное как комическая опера.
Впечатления спектакль оставил неоднозначные. Безусловно, сделан он добротно и, если можно так выразиться, добросовестно: ни следа сырости, отрепетировано до мелочей, вокальные партии отработаны с солистами и хором практически на все сто. С музыкальной стороны придраться, по большому счёту, не к чему. Театр по максимуму задействовал поющих солистов, а музыкальный руководитель постановки (А. Алексеев) реализовал их вокальные возможности тоже по максимуму. Великолепно прозвучал и сыграл хор. Пожалуй, массовые сцены оказались самой сильной стороной «Гаспарона»: хор не был безликой толпой, он был собранием индивидуальностей, каждый хорист не только убедительно исполнял вокальную партию, но и убедительно отыгрывал свою роль – контрабандиста, завсегдатая таверны, солдата, деревенской девушки.
Ярким и на редкость органичным в роли Назони показался В. Самсонов: жуликоватый, хамоватый, чадолюбивый, одновременно хитрый и глуповатый окружной судья. Роскошный артист и роскошный вокалист. Впрочем, опытный оперный артист был в своей стихии.
Не менее органичным получился в исполнении А. Трофимова молодой проходимец-трактирщик Беноццо. Вокально уступая Самсонову, он, однако же, выигрывал за счёт истинно опереточной лёгкости, драматической пластичности и подвижности, искренней весёлости, той самой «частицы чёрта», без которой немыслим жанр. Мне ассоциативно подумалось о роли Труффальдино для Александра: отлично бы справился! Вполне под статьБеноццо оказалась Зора-Котова - лёгкая, грациозная, с нежным, очень красивым тембром голоса и обаятельно шаловливая.
А вот блестящая характерная актриса М. Уланова, пожалуй, была даже чрезмерно колоритна в роли карикатурной Зенобии. Этот бы образ, да в другой спектакль! Великолепный гротескный шарм сам по себе восхищал, но как-то не вписывался в общую бледноватую и статичную палитру постановки. Не спасало положение и присутствие обаятельнейшего А. Олейникова со всеми его драматическими возможностями. И у Олейникова, и у Улановой получался эффект «из пушки – по воробьям».
Больше всего опять не повезло главным героям.
Мне очень понравилась молоденькая Катажина Мацкевич. Чудесный голос, прелестные лицо и фигура (только парик неудачный), живое очарование… Жаль, что оценить драматические возможности артистки не представилось возможным, потому что играть ей было нечего. Может, с «Холопкой» повезёт больше? Во всяком случае, роль героини-француженки словно для неё писана: акцент будет в самый раз, да и всё остальное подойдёт идеально. Любопытно, что поёт Катажина без акцента, в отличие от разговорной речи. Впрочем, говорить ей пришлось до обидного мало, всего лишь несколько несуразных реплик.
Партнёром Катажины в «Гаспароне» оказался А. Данилов, увидеть которого в спектакле мне давно хотелось: уж слишком многообещающими выглядели концертные дуэты. Андрей не разочаровал: прекрасно спел (а ведь тесситура партии Эрминио явно теноровая) и сумел создать мужественный образ буквально на пустом месте. Данилов – в силу личностных качеств или по прихоти природы – является, на счастье зрительниц, одним из тех немногих редких артистов, которым дано играть героев-любовников. Выразительный (ах, как слабо сказано!) взгляд, не менее выразительные жесты, абсолютное взаимодействие с партнёршей и абсолютное внимание к ней. Он настолько убедителен в любовных сценах, насколько это возможно в театре вообще, включая драматические театры – и это при том, что играть в данном случае было практически нечего. Ни в плане любовном, ни в плане героическом.
Роль выведена до такой степени условно, что характер главного героя отсутствует как таковой. Как и характер героини. Ни диалогов, ни монологов, ни вразумительных биографий, ни мотиваций… И на таком материале исполнители главных и второстепенных ролей ещё пытались что-то выстроить! Актёры из всех сил буквально за уши тянули спектакль из трясины тяжеловесности и скуки… увы, актёрских сил здесь явно не хватало.
Первое, о чём подумалось, когда после первого действия опустился занавес: не зря о «Гаспароне» не вспоминали 70 лет! А после второго у меня зачесались руки: хотелось схватиться за карандаш, разложить перед собой драматическую основу и перекроить её до основания. Сюжет оказался отнюдь не безнадёжным, следовало лишь перетряхнуть его, развить наиболее интересные ходы, убрать несуразности, добавить драматической остроты, логически выстроить цепочку событий, прописать остроумные диалоги, перемежая ими музыкальные номера…
Короче, ничего этого не было сделано. Спектакль был обречён изначально – обречён отсутствием в постановочной группе драматурга. Если бы только над пьесой поработал приличный драматург, в ней могли бы появиться, к примеру, яркие образы благородного разбойника, трогательной и гордой юной графини, смышленой ловкой субретки, колоритных сицилийских контрабандистов. В спектакле могли бы зазвучать остроумные шутки, могла завязаться серьёзная интрига, могла бы сложиться красивая история любви, наконец.
Однако работа над спектаклем началась и закончилась музыкальной составляющей. В итоге получилась…да, получилась именно комическая опера. Со всеми оперными штампами: длиннотами, вялотекущим действием, условностью фабулы и характеров и неизбежной скукой, странным образом подтверждающей недавнее эпатажное заявление одной из модных критикесс: дескать, оперетта начинается и заканчивается Кальманом…
Абсурд же!..