|
| Неисправимая оптимистка
|
Сообщение: 35
Зарегистрирован: 01.12.07
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 07.12.07 02:54. Заголовок: Опера Глинки «Руслан..
Опера Глинки «Руслан и Людмила». Была 06.12.07 Честно сказать, с театром Новая Опера знакома плохо: была там только один раз на «Евгении Онегине»:))) Но надо же когда-то начинать:)))) Итак, «Руслан и Людмила». Поскольку эту оперу ранее не слушала, прежде всего ознакомилась с описанием и информацией о ней из разных источников, в том числе на сайте театра. Что меня удивило – музыкальная редакция, в результате которой произошло сокращение музыки (по сравнению с описаниями, в частности, по книге «Сто опер»)... Впрочем, я это уже слышала у них же в «Онегине»... Кстати сказать, тогда меня это тоже крайне удивило, но спектакль, как ни странно, не потерял цельности, не прекратился в набор номеров, и хотя, конечно, на уровне подсознания все-таки все противилось тому, что можно взять и сократить Чайковского, и немного напрягало, что спектакль идет без антракта, однако «Онегин» мне в Новой опере понравился... Поэтому несмотря на сокращение и вызванные этим некоторое удивление, все же с интересом ждала этого спектакля:)))) Состав: Дирижер - Сергей Лысенко Людмила - Марина Жукова Руслан - Алексей Антонов Горислава - Ольга Терентьева Ратмир - Александра Саульская-Шулятьева Наина старая - Эмма Саркисян Наина молодая - Ирина Ромишевская Светозар - Виталий Ефанов Фарлаф - Сергей Тарасов Финн - Максим Остроухов Баян – Марат Гареев Черномор – Сергей Сатаров Кот – Антон Куренков Краткое содержание (из программки) Часть 1 Картина 1 Вещий певец Баян поет о судьбе любимой Родины, о любви прекрасной Людмилы и храброго Руслана, о верности, которая преодолеет все испытания. Киевский князь Светозар предлагает любимой дочери Людмиле выбрать себе жениха: варяжского витязя Фарлафа или хазарского князя Ратмира. Но сердце княжны покорил киевский витязь Руслан. Светозар благословляет Руслана и Людмилу. Во время венчания внезапно наступает мрак: Людмила похищена. Безутешный Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто вернет ее. Все три витязя отправляются на поиски княжны. Картина 2 Разыскивая свою невесту, Руслан приходит во владения мудрого Финна. Тот открывает витязю тайну: Людмилу похитил "волшебник страшный Черномор". Руслану предстоит сражение с ним. Витязь просит старца рассказать о себе. Вся жизнь Финна была посвящена любви к красавице Наине. Ради того, чтобы завоевать ее любовь, Финн овладел тайнами колдовства, но когда он добился своей цели, Наина предстала перед ним уродливой старухой. Волшебник в ужасе бежал от возлюбленной, ныне ставшей колдуньей. Финн предостерегает Руслана от чар злой волшебницы. Картина 3 Тяготы пути и страх перед соперниками побуждают трусливого Фарлафа отказаться от поисков княжны. Неожиданно появившаяся Наина обещает ему погубить Руслана и отвоевать Людмилу у Черномора. Приободрившийся Фарлаф предвкушает ничем не заслуженную победу. Картина 4 В поисках Людмилы Руслан оказывается на поле битвы, усеянном телами погибших воинов. Вдруг перед витязем возникает фантастическое видение - огромная живая голова. Она хранит волшебный меч, в котором таится сила Черномора. Руслан побеждает в сражении с головой и получает заветный меч. Витязь полон решимости положить конец злодеяниям Черномора. Часть 2 Картина 5 Коварная Наина, желая погубить витязей, завлекает их в свой волшебный замок, где их ждет испытание соблазном. В замке Ратмир встречает красавицу Гориславу, некогда им покинутую, а ныне пленницу Наины. Но Ратмир не смотрит на Гориславу: он во власти обольстительных красавиц. Готов забыть Людмилу и Руслан. Однако по мановению руки неожиданно появившегося Финна зловещий замок лжи и обмана исчезает. Волшебник открывает витязям их судьбу: Ратмир найдет счастье в любви Гориславы, Людмила же будет принадлежать Руслану. Витязи отправляются на поиски княжны. Картина 6 В волшебных садах Черномора томится прекрасная Людмила. Уродливый Карла пытается добиться любви княжны, но, рассерженный ее сопротивлением, повергает Людмилу в волшебный сон. Внезапно слышится звук рога: это Руслан вызывает волшебника на поединок, который заканчивается победой витязя. Но тщетны попытки Руслана разбудить Людмилу, спящую непробудным сном. Мгновения свидания длятся недолго: подкравшийся Фарлаф вонзает в Руслана меч и с помощью Наины похищает Людмилу. Появившийся Финн оживляет Руслана, сообщая ему о близкой встречи с невестой. Картина 7 Похитив княжну при помощи злой колдуньи, Фарлаф привозит спящую Людмилу в Киев: витязь не в силах разбудить деву. Но вот в Киев спешит Руслан, он снимает колдовские чары с Людмилы – ¬княжна просыпается. Все ликуют. Баян предрекает светлое будущее отчизны. Но века пройдут, и на бедный край Доля дивная низойдёт! Там младой певец в славу Родины На златых струнах запоёт И Людмилу нам с её витязем От забвения сохранит... Вообще-то готовилась написать серьезный (насколько в моих силах) отзыв, но в виду того, что спектакль был ну очень смешной, хотя эпическая вроде должна быть опера... поэтому получилось то, что получилось:)))) Во-первых, чуть-чуть повозмущаюсь:))) Не так давно послушала увертюру к этой опере – произвела огромное впечатление! И придя в театр, радостная настроилась на эту замечательную музыку... но, увы, музыкальная редакция коснулась прежде всего увертюры: она отсутствовала... Это крайне огорчило, неужели так трудно было уделить 5 минут увертюре??? Странно и непонятно... Но не будем о грустном:) дальше одно сплошное веселье: костюмы, декорации, свет, эффекты – все очень повеселило. Повеселило потому что выглядело крайне забавным. Костюм Людмилы, а особенно волосы был просто «5й элемент» дубль 2:)))))))))) В сцене похищения Людмилы на сцену выкатили непонятное огромное существо, которое, видимо, символизировало волшебника Черномора... Причем это существо трещало по всем швам и катилось с таким скрипом, что не хохотать было просто невозможно:))))))))) Потом в сцене битвы Руслана с огромной головой (можно увидеть эту самую голову на фотографиях) справа и слева от нее начали вылизать такие полу-мыши, мистические существа, но вылезали они только чуть-чуть, спрятавшись за эту голову, я чувствовала себя в кулькольном театре, где тряпочными куклами-нарукавниками показывают детям сказку. Аналогичное чувство посещало во время марша Черномора – когда действие переносится в его царство. Снова выкатили эту змею-ящерецу-непойми кого, как в сцене похищения Людмилы. Оркестр играет марш Черномора, а поверх этой ящерицы как детском кукольном театре то возникают, то прячутся маленькие такие «воины» и дерутся на мечах (тут видимо действительно были куклы-нарукавники)... Они бы написали, что это детская кукольная опера, я бы по-другому настроилась перед спектаклем.... Но вообще костюмы забавные, правда, больше похожи не на эпоху Киевской Руси, а какой-то мистический нездешний мир... И с эффектами они переборщили, тут был и дым, и переливы света, и летающий меч, и летающий Черномор (на канате), и различные животные (ненастоящие, конечно, но движущиеся), да еще что меня жутко рассмешило – были такие шары-попрыгунчики, большие такие, на которых можно садиться и прыгать. Я помню в начальной школе мы прыжками на таких шарах на уроках физкультуры забавлялись:))))))))))))) а тут на сцене театра – герои на них прыгали:)))))))))) Сидит Руслан поет арию, а под ним шар перекатывается... а я сижу и думаю – упадет или не упадет... Так, все, заканчиваю флудить:)))) Итак, о героях. Больше всех мне понравились Руслан - Антонов и Ратмир - Саульская-Шулятьева. Кстати Ратмир – женщина, это так изначально, контральто должна быть, тут меццо, но не суть важно. Вот они оба очень мне понравились, пели очень хорошо! Потому как остальные не очень порадовали – Людмила в принципе понравилась, но уж сильно визжала (я конечно, не спец, но даже я это услышала....), Фарлаф пел слабенько... а уж про теноров – Баяна и Финна я просто молчу.... Это беда что ли такая в России с тенорами... Хотелось бы отметить игру Фарлафа – его так и распирало от сознания собственной значимости и превосходства. Между тем, страшно боялся сложить свою дорогую голову, чтобы освободить Людмилу, а когда Наина ему помогла, такой весь важный стал, как будто сам всего достиг – очень точно, пел не очень, но играл классно:)))))))) Старую Наину пела Эмма Саркисян... Я ее этим летом слышала на Зальцбургском «Онегине» (в роли няни), мне очень понравилась, произвела сильное впечатление! а тут.... Честно сказать, я ждала бОльше, тут как-то было мало и не так чтобы прям супер... Остальные особого впечатления не произвели. Кстати на счет Ратмира... Весь спектакль меня не покидало ощущение, что все это действо надо сделать детским спектаклем. Но – там в сцене, где Наина заманивает к себе в замок витязей, происходило что-то странное. То ли она Ратмира в женщину превратила, то еще что, я так и не поняла – но, в общем, сначала к нему девушки приставали, а потом он к Руслану.. (ну, не он, конечно, Ратмира же женщина пела, но все же...), а потом возвращается к своей Гориславе после разрушения чар Наины... Что-то как-то эта сцена была не для детей..... Общее впечатление... Как сказать... Все эти спецэффекты, свет, декорации, костюмы... все, это конечно, красочно, попытка создать такую мистическую обстановку, но я ею как-то не прониклась, меня это только позабавило, не более того. Это надо делать детским утренником – вот дети будут (и были, те которые на спектакли присутствовали) в полном восторге! только надо сцену с Ратмиром тогда переделать:)))))))))))) Короче говоря, вот... Музыка очень красивая, но музыки одной недостаточно, чтобы получилось массу удовольствия, тем более, если ее сокращают. Так что чисто for information спектакль интересный, но не до восторга.
|