Питер, лето 2012 Пару лет назад мне случилось наткнуться в сети на остроумный опус: автор перечислял признаки сдвинутого продвинутого КСП-шника. Среди прочих упоминался такой: «…либо собирается в Питер, либо недавно вернулся из Питера». Ага-ага, кто б сомневался в принадлежности моей скромной персоны к великому братству КСП?!
Короче, я, как обычно, вернулась из Питера. Урвала пару музеев, кусок обалденного пирога с вишней, тёплую водичку мелководья на Финском заливе, приняла душ в фонтанах Летнего сада и отсмотрела два спектакля в музкомедии.
Итак…
«Весёлая вдова», 5 июля «Весёлая вдова» в постановке Барабашева долгие годы была моим любимым спектаклем в МТО. В последние годы спектакль, увы, пополз по швам по режиссёрскому небрежению: давно пора обновить составы, влить свежую кровь и вдохнуть немного свежего воздуха – но этим никто не желает заниматься. Жаль до слёз. Но постановка и неожиданная джазовая аранжировка, сделанная Абусалимовым, продолжают оставаться оригинальными, яркими и неповторимыми.
К сожалению, работе Синетара до шедевра Барабашева далеко. Не то чтобы венгерская постановка оказалась плоха…но ничего выдающегося, за исключением блестящих акробатических экзерсисов Ольги Хромовой, я в ней не увидела. Стандартная пьеса, практически не расцвеченная злободневными шутками или импровизациями и в неважном переводе; откровенно приземлённые герои со схематичными эмоциями; громоздкие тяжеловатые декорации, добавляющие статичности и без того недостаточно динамично развивающемуся действию.
Конечно, режиссура вполне профессиональна в своём соответствии классическим стандартам «маленькой оперы» и вполне добротна – но откровенно скучна. И это «Атташе посольства», одна из немногих по-настоящему ярких пьес, положенных в основу оперетты! И это спектакль, обожаемый звёздами жанра, поскольку, в отличие от большинства оперетт, «там есть что играть»! Увы, у Синетара почти что нечего.
Возможно, ценителям традиций, ностальгирующим по постановкам сорокалетней давности, творение венгерского режиссёра пришлось бы по душе. Ибо музыкальная драматургия выстроена, номера сделаны качественно, присутствует необходимая пышность и кураж каскадных эпизодов… Мне же не хватило главного – атмосферы волшебной сказки, одновременно искромётной и лирической.
Не хватило и органичности в актёрских работах. Хотя трудно винить актёров при отсутствии логики характеров и взаимоотношений в сценической редакции. Граф Данило – волею режиссёра законченный хам, бабник и бездельник – в исполнении А. Байрона оказался ещё и мизантропом. Полагаю, причиной последнего нюанса послужили неожиданные проблемы с голосом прямо посреди спектакля: отлично спел выходную арию – и вдруг голос напрочь сел. Соответственно, напрочь село и настроение героя. В результате Ганне пришлось весь спектакль гоняться за грубияном-Данилой и буквально стелиться перед ним…или так и было задумано? Я-то избалована московской трактовкой – пылкими страстями, летящими искрами любовного противостояния, столкновением сильных характеров и не менее сильных чувств.
Ганна-Лугова старалась, как могла, но актёрски дуэт в одиночку не вытянуть, да и вокальные возможности актрису тоже ограничивают. Ситуацию могли бы спасти красивые лирические сцены, но таковых постановщиком не было запланировано изначально. Хотя «Вилья» в исполнении Луговой неожиданно очень понравилась: нежно, изысканно красиво, проникновенно.
Пожалуй, окончательно добила меня борода главного героя, мягко говоря, не красившая Александра Евгеньевича и состарившая его на десяток лет, что в данной роли было уж совсем неуместно. Слава КПСС, 7-го он вышел на сцену уже выбритым.
Второй дуэт – Россильон и Валентина, Брага и Савченко – борозды не портил, хотя и эти характеры в данной сценической редакции оказались сведёнными к схеме. Но Савченко порадовала дежурным роскошным вокалом и обаятельной живостью…да и просто красотой (удивительный факт: Наталья хорошеет и хорошеет
.
Ещё один артист, блеснувший в этом спектакле прекрасным вокалом и актёрским профессионализмом, произвёл на меня впечатление ещё на праздничном весеннем концерте. Речь идёт о В. Штыпсе, игравшем Негуша. Обаятелен, органичен, великолепен как вокально, так и танцевально. Играет – как дышит. Я не голосовала в этом году в «Дебюте», но попрошу администрацию сайта учесть моё мнение: двумями руками голосую за Штыпса!
И, само собой, нельзя не отметить героиню спектакля – Ольгу Лозовую. Поистине, равных ей нет на всем постсоветском пространстве. Конкуренцию нашей звезде могла бы составить разве что парочка будапештских субреток, но и тут у Ольги преимущество – вокальная составляющая. Браво, браво и ещё раз браво!
Суммируя впечатления, я пришла к следующему выводу. Питерская «Вдова», как и МТОшная, настоятельно нуждается во вливании свежей крови. И во первую голову я бы ввела в спектакль Данилова и Славинскую. ИМХО, у этих двоих есть шанс вытащить главных героев из прокрустовой ложи заданной схемы. Сдержанная страстность, присущая Данилову, интонационно снивелирует грубые реплики персонажа, а дерзкая характерность Славинской высечет необходимый огонь. Раз уж в спектакле отсутствует нежная лирика, то хоть искры полетят. Не говоря уже о превосходном вокале и актёрских возможностях обоих.
Другой вариант – Ерёмин и Чепурнова. Очаровательная кокетка и бесшабашный развесёлый разгильдяй. Юные и неуправляемые, не наделённые житейской мудростью и не справляющиеся с эмоциями.
Ну, это я так вижу. Хотя, при моём зрительском стаже, я уже, как муха, редко ошибаюсь.
P.S. Здоровья Александру Евгеньевичу!
Питерская «Марица»: мечты сбываются Питерскую «Марицу» - шедевр Кереньи – я обожаю с первого просмотра. Одного не могла я долго простить «страстному венгру»: незыблемого требования держать в героях непременного тенора. В итоге в будапештском театре исправно блеют телеграфные столбы, а питерская «Марица» в течение целых пяти лет была вынуждена пробавляться хоть и весьма достойными, но заезжими гастролёрами.
И вот – не было бы счастья! – но сбежавший из театра Трофимов открыл дорогу к роли Тасилло артисту, изначально самому подходящему и самому ожидаемому солидной армией поклонниц. Моё сиятельство не исключение. Честно признаюсь: даты летнего посещения северной столицы сверялись по репертуару и предполагаемым составам спектаклей музкома. И самым веским аргументом оказалась фамилия Данилова в «Марице».
Так что Андрей Михайлович, сам того не подозревая, держал экзамен. Получите в зачётку «отлично», уважаемый Тасилло! Вы не разочаровали привередливую московскую гостью в моём лице ни словом, ни нотой, ни интонацией.
Конечно, есть куда расти: ИМХО, можно было бы добавить взрывов темперамента в первом действии, можно было бы чуть убедительнее распускать руки во втором; чуть не хватило сыгранности в дуэте…Но, в целом, браво! Благородный герой с нелёгким характером, до кончиков ногтей аристократ, море эмоций в глазах и ощущение растянутой до отказа пружины в напряжённой походке. Сцена, где эта пружина, наконец, лопается, была отыграна просто великолепно.
Добавим прекрасный вокал, на котором неизменно получают удовольствие уши меломанов. Добавим сдержанный мужской магнетизм и обаяние артиста. И только попробуйте открыть рот, Григорий!!!
Приятное впечатление оставила и главная героиня – А. Алексеева. Действительно, Алине идёт роль Марицы, она выглядит здесь неожиданно живой, весёлой и раскрепощённой. Певицу чуточку подводят резковатые верха, но, в основном, партия Марицы удачно ложится на её голос, звучание в среднем и низком регистре получается изумительным по красоте. Я смотрела и слушала с удовольствием.
Единственное, что немного смазывало впечатление – оттенок вышеупомянутой несыгранности главных героев. Видимо, Андрей и Алина крайне редко играют вместе. Не то чтобы они катастрофически не совпадали, но некоторые петельки-крючочки в дуэте всё-таки оказывались пропущенными. Рисунок роли Алексеевой мне показался явно заточенным под более эмоционального и лирического Коровина (чему б удивляться?:), а более подходящей парой для Данилова, пожалуй, оказалась бы заводная и лукавая Таранец или роскошная темпераментная Чепурнова с её убойной сексуальностью.
Хотя я, конечно, привередничаю, явных огрехов в дуэте не было, а вокально и вовсе придраться было не к чему. (Да, кстати о дуэтах. Очень здорово Алексеева взаимодействовала с Драгомиром-Байроном, ну, просто сладкая парочка…и где была Алексеева, когда я смотрела «Вдову»?!
Драгомир-Байрон изгаляется, конечно, но мне неизменно нравится: он очень забавен и очень оживляет действие. Божену бы ему только помоложе…
Неизменно хороши Лозовая и Корытов (успокойтесь, не буду про вокал!
), очень ярко, очень слаженно и просто виртуозно. Хороши и прочие персонажи.
В общем, ездила на «Марицу», езжу и буду ездить! А уж с дополнительной приманкой в лице Данилова…вот только дождусь выходного и любимого состава – и держись, Питер!